Особенности воздушных линий электропередачи
Электричество применяется во многих сферах человеческой деятельности и для того, чтобы его доставить к непосредственным потребителям, используются многочисленные системы кабелей и проводов, протянутых по воздуху, в земле или по специальным кабельным сооружениям. Эти провода и кабели формируют линии электропередачи. Различают два главных вида линий электропередачи: воздушные и кабельные.
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) – это электроустановка, предназначенная для передачи или распределения электрической энергии по проводам, размещенным на открытом воздухе и прикрепленным, с помощью изоляторов и специальной арматуры к опорным столбам, кронштейнам и, в определенных случаях, конструктивным элементам мостов, путепроводов или построек.
Воздушные линии электропередачи считаются наименее затратным способом передачи электроэнергии большой мощности. По сравнению с кабельными, они дешевле в строительстве, имеют лучшую ремонтопригодность, не требуют проведения земляных работ для прокладки или замены проводов, обеспечивают хороший визуальный осмотр состояния линии и высокую пропускную способность.

Воздушные линии электропередачи являются одним из основных звеньев энергетической системы и по роду тока делятся на ВЛ переменного тока и ВЛ постоянного тока. Линии постоянного тока используются очень редко, в основном для связи энергосистем и питания контактной сети. В Украине единственная линия постоянного напряжения была выведена из эксплуатации в 2014 году. А большинство действующих линий служит для передачи переменного напряжения.
Напряжение
По номинальному напряжению воздушные линии электропередачи принято делить на два больших класса: низковольтные – напряжением до 1 кВ и высоковольтные – напряжением свыше 1 кВ. Эти линии отличаются конструктивным исполнением и расчетными условиями эксплуатации.
ВЛ низкого напряжения передают напряжение до 1 кВ и используются для передачи и распределения электроэнергии на небольшие расстояния внутри городов, сел и поселков для вводов в дома или небольшие предприятия. Протяженность указанных линий обычно составляет 1-2 км. В городах при выполнении таких линий предпочтение отдается кабельным линиям электропередачи.
ВЛ среднего напряжения передают напряжение от 1 до 35 кВ и используются для передачи электроэнергии от районных подстанций к населенным пунктам, крупным промышленным объектам и агарным комплексам, расположенным на расстоянии 10-20 км.
ВЛ высокого напряжения – это линии напряжением преимущественно 110-330 кВ. Предназначены для передачи больших мощностей между электрическими станциями, отдельными энергосистемами и крупными районными подстанциями, для соединения электростанций с распределительными пунктами и электроснабжения крупных городов или экономических районов на расстоянии от 30 до 600 км.
ВЛ сверхвысокого напряжения – это линии с напряжением от 400 до 750 кВ, служащие для соединения отдельных региональных энергетических систем, расположенных на расстоянии до 2000 км.
В Украине при передаче и распределении электрической энергии в основном используются следующие классы переменного напряжения:
— низкое напряжение – 220 В и 380 В или, согласно международным нормам, 230/400 В;
— среднее напряжение – 6 кВ, 10 кВ и 35 кВ;
— высокое напряжение – 110 кВ, 150 кВ, 220 кВ и 330 кВ;
— сверхвысокое напряжение – 400 кВ, 500 кВ и 750 кВ.
В зависимости от протяженности различают короткие линии электропередачи протяженностью до 50 км, средние – протяженностью от 50 до 150 км и длинные – протяженностью более 150 км.
Элементы конструкции
Основными элементами воздушных линий электропередачи являются провода, траверсы, арматура, изоляторы, опоры, грозозащитные тросы, заземляющие устройства и разрядники.
Провода разных конструкций и сечений обеспечивают передачу электрического тока. От их конструкции, материала выполнения и сечения зависят технико-экономические показатели электропередачи и стоимость строительства линии. А наиболее распространенными проводниками, которые на сегодняшний день используются для воздушных линий, являются сталеалюминиевые неизолированные (АС) и самонесущие изолированные провода (СИП).
Траверсы предупреждают контакт проводов между собой и другими элементами опорной конструкции.

Изоляторы предназначены для крепления проводов к опорам и их изоляции от заземленных частей опоры.
Различают штыревые изоляторы, поддерживающие проводник над конструкцией и применяемые на линиях напряжением до 35 кВ и подвесные, используемые на линиях напряжением более 35 кВ и часто образующие гирлянды изоляторов, где проводник висит под конструкцией. Подвесные изоляторы имеют более высокие механические характеристики, чем штыревые. Изготавливаются изоляторы преимущественно из фарфора, закаленного стекла и полимерных материалов, а их количество зависит от напряжения линии, необходимой молниеносной устойчивости, высоты над уровнем моря и факторов окружающей среды, таких как туман или наличие в воздухе соляных брызг и загрязнения.
Опоры предназначены для удержания проводов воздушных линий электропередачи и грозозащитных тросов на заданном расстоянии от поверхности земли и друг от друга. В зависимости от напряжения опоры отличаются размером и весом. Чем больше напряжение, тем опоры выше, их траверсы длиннее, а вес больше.
Различают несколько групп опор. По материалу изготовления опоры бывают деревянные, стальные, железобетонные, алюминиевые и даже изготовленные из армированного пластика и композитных материалов.
По назначению различают анкерные (концевые и угловые) промежуточные и переходные опоры. Анкерные опоры обеспечивают постоянное натяжение проводов ЛЭП и выдерживают значительную нагрузку. Анкерные концевые опоры устанавливаются в начале и конце воздушной линии, а угловые – в местах поворота трассы.
Промежуточные опоры чаще всего встречаются на линиях и предназначены для поддержания проводов между двумя анкерными опорами на прямых участках трассы и не рассчитаны на нагрузку от натяжения проводов вдоль линии. А переходные – используются при пересечении трассой ЛЭП любых больших препятствий природного или инженерного характера (мостов, подвесных канатных дорог, рек, озер, каналов, оврагов и т.п.). Они имеют больший вес и высоту и несут наибольшие нагрузки.
Существуют также специальные виды опор: транспозиционные (позволяют изменять порядок размещения проводов на опорах), ответвительные (служат для организации ответвлений от воздушных линий), перекрестные (устанавливаются на пересечении воздушных линий двух направлений) и противоветровые (устанавливаются для усиления механической прочности).
По конструктивному выполнению опоры могут быть одно-, двух- и многоцепные и предназначены для подвешивания соответственно одной, двух и более параллельно проложенных линий.

Заземляющие устройства и разрядники предназначены для отвода токов молнии или короткого замыкания в землю.
Конструкции воздушных линий могут иметь разную форму в зависимости от типа линии. При проектировании и монтаже воздушных линий учитывают длину промежуточного пролета, расстояние фазных проводников друг от друга и нижнего проводника от поверхности земли, длину гирлянды изоляторов и высоту опор.
От номинального напряжения линии электропередачи зависит полоса отчуждения, которая представляет собой земельный участок и воздушное пространство на определенном расстоянии от крайних проводов и обустраивается в окрестностях любой ВЛ. На этой территории запрещено строить здания и сажать деревья, а при прохождении линий через леса производится вырубка деревьев установленной ширины вдоль всей трассы. Такие полосы призваны обеспечить нормальное функционирование линий, удобство их обслуживания и ремонта, а также предотвратить травмирование и гибель людей. Запрещается прокладка высоковольтных трасс над крышами домов, детских, спортивных, культурно-развлекательных и торговых заведений и площадок.
Наличие достаточно широких полос отчуждения является одним из недостатков воздушных ЛЭП. Кроме того, они незащищены от различных внешних воздействий (например, падения деревьев) и по этой причине требуют больших затрат на техническое обслуживание, а также отличаются эстетической непривлекательностью, поэтому в пределах городов чаще используется кабельный способ передачи электроэнергии. Несмотря на это, именно воздушные линии электропередачи до сих пор считаются наиболее экономически выгодным способом передачи электрической энергии на большие расстояния. Что, в свою очередь, обуславливает их активное использование.
Воздушные линии продолжают оставаться важным элементом системы передачи электрической энергии, а для их эффективного функционирования и повышения качества электропередач постоянно проводятся работы по обслуживанию, ремонту и техническому переоснащению. Одним из важных и перспективных направлений модернизации ВЛ низкого и среднего напряжения является замена линий, выполненных неизолированными проводами на самонесущие изолированные провода (СИП), нашедшие применение в разных странах мира, как разумный компромисс между стоимостью, защищенностью и технологичностью.






